О нас

О нас

 Краевой конкурс
профессионального самоопределения
«Выбор»

Профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации и социализации выпускника школы – этапа, предопределяющего направленность его жизненного пути и самостоятельный поиск значимых смыслов будущей деятельности. Важнейшим из профессионально важных и социально значимых качеств учащихся является интерес к той или иной профессии, к реализации своих склонностей и способностей. Так происходит формирование убеждений в правильности выбранного профессионального жизненного пути выпускника школы.

Создание условий для творческой самореализации личности и ученика и педагога являются требованием Закона Российской Федерации об образовании: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации …». 

Актуальность проблем профессионального самоопределения определила появление в Пермском крае конкурса «Выбор», направленного на активизацию деятельности учащихся по изучению рынка труда и системы образования Пермского края, профессиональных ценностей, истории профессиональных достижений региона.

В 2018 году конкурс проводится в 13-й раз. Традиционно учредителями конкурса являются: Министерство образования и науки Пермского края, Союз промышленников и предпринимателей Пермского края «Сотрудничество», ЧОУ СОШ «Европейская школа».

Краевой конкурс «ВЫБОР» стартовал в 2007 году и первоначально проводился для учащихся-старшеклассников в трёх номинациях. При подготовке исследовательских и творческих работ школьники решали проблемы профессионального самоопределения; имели возможность познавать жизненную ценность и смысл профессиональной деятельности.

Участие в конкурсе помогает определению профессиональных интересов и склонностей учащихся, а также построению ими идеального и адекватного образа профессии. У детей развиваются умения выделять профессионально важные качества, активизируются размышления о соответствии собственных качеств и требований профессии; развивается умение принимать решения.

Актуальность этих знаний и умений привела к тому, что в 2008 году к старшеклассникам присоединились студенты СПО, НПО, ученики начальной школы, воспитанники дошкольных образовательных учреждений и педагоги. Кроме того, расширилась география конкурса – конкурс стал краевым. С 2007 по 2017 год в конкурсе приняли участие более 5500 человек и более 20 муниципалитетов Пермского края.

Сегодня в конкурсе 7 номинаций, которые охватывают всех – от воспитанника детского сада до преподавателя колледжа. Разнообразны и формы проведения номинаций: конкурс эссе, фестиваль агитбригад, конкурс рисунков, конференция по проблемам на рынке труда, конкурс рассказов о профессиях и профессиональных династиях и конкурс ЛЕГО – инженеров.

Активно участвуют в конкурсе и взрослые. Для педагогов школ ВЫБОР это – создание условий для проектной деятельности учащихся; развитие навыков самообразования и изучения методов исследования; апробация методов и форм профессионального становления и самореализации учащихся. Воспитатели детских садов традиционно принимают личное активное участие в номинации «Династии пермского края», благодаря их творческому подходу в копилке конкурса много интересных материалов о трудовых династиях Пермского края.

Два последних года в рамках “ВЫБОРА” проходят конкурсы “Лучший профориентатор Прикамья”, промышленных предприятий и муниципальных образований на лучшую постановку профориентационной работы с молодежью. Так активное участие принимали следующие организации (См. Таблицу 1):

1. ПАО «Протон-ПМ»

2. ООО «Лукойл-Пермь»

3. АО «Сибур-Химпром»

4. АО «Пермский завод «Машиностроитель»

5. АО «ОДК-СТАР»

6. АО «Редуктор-ПМ»

Так первым Лауреатом конкурса стал заместитель исполнительного директора по персоналу ПАО «Протор-ПМ» А.В. Шишкин, Дипломом 1 степени отмечен директор МОУ № 135 А.С. Куляпин.

Финансовую поддержку оказывали следующие банки (См. Таблицу 1):

1.Западно-Уральский банк ПАО Сбербанк

2. Филиал ВТБ 24 (ПАО) в г.Перми

3. ПАО«Уральский банк реконструкции и развития»

4.ПАО «БИНБАНК»

Конкурс хорошо дополняют научно-практические конференции “Молодежь на рынке труда”, “Обобщение лучших практик профориентационной работы”, “Кластерный подход к управлению профориентацией”, Форум «Экономика роста и благосостояния Пермского края».

Лучшие учителя Прикамья по работе с учащимися по профориентации:

  1. Возилова Светлана Георгиевна, старший воспитатель ГКУ ПК СОН «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Горнозаводска
  2. Маторнова Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Пермский педагогический колледж № 1»
  3. Приданова Ирина Владимировна, заместитель директора по ВР МАОУ «СОШ № 12» г. Перми
  4. Каменских Елене Владимировне, учителюь русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 1» г. Перми
  5. Уфимцева Надежда Клавдиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Юрическая ООШ»
  6. Кичёва Наталья Алексеевна, учителю русского языка и литературы МОУ «СОШ № 135 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» Мотовилихинского района г. Перми
  7. Пастухова Нина Ивановна, тьютор МАОУ «Кондратовская средняя школа» г. Перми
  8. Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вильвенская СОШ»
  9. Киселькова Наталья Владимировна, учитель МАОУ «СОШ № 42» г. Перми
  10. Жданова Ольга Александровна, учитель химии МАОУ «СОШ № 2» г. Березники
  11. Попова Вера Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Кишертская СОШ»
  12. Пантелеева Наталья Анатольевна, классному руководителю МБОУ «Куединская СОШ №1 им. П.П. Балахнина»
  13. Масальских Екатерина Николаевна, педагогу-организатору МАУ ДО «Детско-юношеский центр Рифей» г. Перми
  14. Черемных Наталия Владимировна, учителю начальных классов МАОУ «СОШ №1» г. Горнозаводска
  15. Ситникова Наталья Валерьевна, учителю начальных классов МАОУ «СОШ №15» г. Губахи
  16. Ашлапова Лидия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №109» г. Перми